Сэмплы и их использование

 

При использовании сэмплов в процессе написания собственной  музыки (то есть, исключая написание ремиксов) можно выделить два основных вопроса — этический и юридический. И если второй из них обсуждается редко, то первый поднимается часто и вызывает бурные дискуссии.

Суть этического вопроса такова. Насколько обоснованно использование чужих сэмплов (под сэмплом понимается некий цельный музыкальный фрагмент, а не one-shot — засэмплированное звучание одной ноты) и не является ли оно определенной формой плагиата, когда чужие музыкальные формы используются для создания авторского произведения.

В истории развития программ для написания музыки на компьютере был этап, когда огромной популярностью пользовались трекеры, которые в силу идей, положенных в их основание, могли использовать только сэмплы. Возможно, именно этим объясняется желание многих музыкантов не обременять себя сложностями и продолжать собирать из «кубиков» свои очередные творения.

Удивительно, что при этом перед ними не встает, казалось бы, очевидный вопрос о гибкости подобного процесса творения. Ведь с развитием музыканта изменяется его музыка, и поиск более сложных форм, а главное более критическое отношение к собственному творчеству, должны неумолимо показывать на те естественные жесткие ограничения, которые на него накладывает использование чужих сэмплов в собственных произведениях. Это легко понять и представить на простом примере. Представим себе, что у нас есть сэмпл с записанной в нем мелодией, сыгранной на фортепьяно. И вдруг, в процессе создания композиции возникает желание изменить в этой мелодии ноту, или добавить аккорд, и становится очевидно, что сделать это невозможно. Это лишь самый простой пример. Можно дальше развить идею, и легко понять, что так же невозможно будет изменить эффекты, использованные при записи сэмпла. И так далее.

Каждый вправе иметь собственную точку зрения на этот вопрос. Я лишь хочу поделиться своими чувствами. Еще ни в одном завершенном и опубликованном в сети произведении я не использовал чужих сэмплов. Не буду отрицать, что сам проходил через этап, когда просто захлебываешься от восторга, складывая сэмплы в композицию. Но ни один из этих «конструкторов» так и не стал по-настоящему каким-то завершенным произведением. Все они канули в лету. Потому что с самого начала я не мог считать собственным произведением нечто, где используется чужая музыка. Подобные композиции вызывали у меня практически физическое отторжение, и очень быстро я отказался от идеи использовать чужие сэмплы по нескольким причинам.

Вот они:

-         использование чужих сэмплов не позволяет мне считать композицию своей;

-         использование чужих сэмплов ограничивает творческий потенциал;

-         музыка теряет индивидуальность.

Подробнее о последней причине. Использование музыкальных фрагментов в своих произведениях не застраховывает вас от того, что кто-то еще не использует точно такой же фрагмент, но уже в своей композиции. Не надо объяснять, к чему это приводит. Разные музыканты начинают писать «одинаковую» музыку.

Для тех, кто все же использует сэмплы в своем творчестве, существенной оказывается и еще одна проблема. А именно, проблема поиска качественных сэмплов. Дело в том, что качественные сэмплы на настоящий момент стали товаром и стоят денег. Поэтому дешевые или вообще бесплатные сэмплы обычно оказываются низкокачественными. Лучший выход из этой ситуации — легальная покупка дисков с сэмплами, которые, кроме того, можно впоследствии использовать для создания коммерческих произведений, так как они продаются как royalty-free, т.е. вы не обязаны никому отчислять деньги за их использование.

Наконец, мы видим, что этический вопрос использования сэмплов естественно перетекает в юридический. Юридическая же подоплека следующая. Сэмпл, как и произведение в целом, является авторским произведением и объектом авторского права. Поэтому его использование в том или ином произведении не должно нарушать авторских и иных прав его создателя. Часто это не только забывается, но и просто неизвестно музыкантам, которых такая постановка вопроса просто безумно удивляет.

В отношении сэмплов существует такое понятие, как очистка. Фактически очистка подразумевает получение прав на использование того или иного сэмпла в собственном произведении. Существуют два основных, а может быть и попросту единственных, способа очистки. Первый из них — это изменение сэмпла до неузнаваемости с помощью эффектов или каких-либо иных операций. Второй — легальное получение прав от автора на использование сэмпла. Это может быть, например, разрешение на использование, или покупка сэмпла.

Можно отмахнуться от всех этих сложностей, сославшись на то, что важным все это становится лишь при коммерческом использовании произведения. Но кто скажет, что он хотя бы втайне не мечтает стать знаменитым и зарабатывать деньги своей музыкой? А так как удача имеет особенность сваливаться на голову неожиданно, надо быть ко всему готовым. Чтобы потом не получилось так, что вам предложат издать трек, в котором вы использовали чьи-то сэмплы, не имея на то законных прав. Ведь в этом случае вы будете вынуждены либо отказаться от предложения, либо солгать лейблу, подписав контракт, в котором обязательно будет пункт о том, что вы являетесь единственным автором произведения и не нарушаете прав третьей стороны. Более того, обязательно в контракте будет пункт, в котором ответственность за нарушение прав третьей стороны будет возлагаться на вас, так что штрафы придется платить вам, а не лейблу.

Так что каждому из вас самому решать, использовать сэмплы или нет. Я же свой выбор сделал уже давно. И мой ответ — НЕТ!



Написал spex.

www.electronic-realm.tk

 

Сайт создан в системе uCoz