"Твин Пикс" - таинственная реальность Дэвида Линча

"Настоящей причиной пристального внимания людей к "Твин Пикс" было то, что его герои имели совершенно странные особенности".

Такую точку зрения на одно из самых популярных творений знаменитого американского кинорежиссера Дэвида Линча высказал Кайл Маклахлан - исполнитель главной роли агента ФБР Купера. И добавил: "Так как первые эпизоды давали лишь краткую характеристику каждому из жителей этого городка, зрители были очень заинтригованы и хотели смотреть следующие серии, чтобы узнать больше. Но я думаю, что в конце концов они испытывали потребность увидеть развитие конкретного сюжета, а не просто взаимоотношения между героями".

Многие зрители пытались дать свою трактовку того, в чем же заключается феномен сериала. Но немногие ушли дальше того, что позволил им его создатель. Линч создал "Твин Пикс" как двойственный и противоречивый сериал. Как продукт американской субкультуры, в свое время поставивший на уши всю Америку.

В сериале не участвовали знаменитости, и продюсеры рассчитывали в основном на скандально-провокационную репутацию Линча. Наивные и милые домохозяйки, привлеченные к экранам этим именем, усаживались к телевизору, чтобы принять по программе Эй-Би-Си очередную порцию шоу, заставлявшего их сердца замирать.

В этом фильме прослежено множество линий, которые раскрываются перед нами от серии к серии, как дорога в туман. В нем получила дальнейшее развитие тема тьмы в людях. "Твин пикс" в переводе с английского языка означает "двойные вершины". В соответствии с названием эта признанная вершина телевизионного кинематографа неоднозначна по своей природе. Сериал представляет собой "мыльную оперу" для интеллектуалов. То есть, с одной стороны, полный "парфюмерный" набор: насилие, сентиментальная горячка. А с другой - набор джентльменский: стиль, ирония, подтекст, контекст... В общем, конь массового зрелища и трепетная лань элитарного - в одной телевизионной упряжке.

Действие фильма разворачивается на фоне загадочного и жестокого убийства местной школьницы Лоры Палмер (Шерил Ли) - королевы школьного конкурса красоты, чье тело вынесло на берег. Сериал в трактовке ее смерти утверждает: те, кто заслужил страдание, не всегда страдают - для мучений могут быть избраны невинные. И здесь все зависит от карт, лежащих на столе судьбы. Молодой специальный агент ФБР Купер расследует убийство в провинциальном городке Твин Пикс. При этом безупречная камера рисует пейзажи американского северо-запада, словно кисть художника. Глаз простого человека отдыхает от несовершенств действительности. Даже труп Лоры Палмер прекрасен. Кроме нескольких живописных монстров, практически все персонажи фильма, даже самые отъявленные негодяи, весьма хороши собой.

Впрочем, отличить в Твин Пикс негодяев от порядочных обывателей непросто. И самые симпатичные ведут здесь как минимум двойную жизнь, в лучшем случае амурного, а то и криминального характера. При этом главный герой Купер умудряется провозгласить городок чуть ли не эпицентром добродетели. И что самое удивительное - это звучит убедительно. Однако, как бы ни были хороши герои, по законам классического детектива, подозрение падает на всех и каждого. Разве только великолепный сыщик, до поры не замеченный в порочащих связях, не провоцирует озарений проницательных зрителей. Зато жертва в полной мере интригует воображение. Правда, по законам детектива-триллера, головоломка уступает страшилке, напряженному ожиданию ужасов: криминальных, эротических, мистических, научно-фантастических...

С развитием сюжета становится понятно, что обычный средний городок на северо-западе США и спокойная жизнь простых обывателей - это то, что предстает вниманию зрителя днем. А ночью все меняется, в людях просыпаются их невежество, пороки. И этот мрак в душе людей как-то связан с Лесом, Ночным Лесом. Детективные изыскания агента Купера лишь инструмент, вскрывающий больное, гниющее тело городка. Кто убил Лору Палмер, неважно, важно то, что герои не такие, какими кажутся. Ночь, как маска, позволяет человеку предаться своим низменным страстям, хотя днем это благовоспитанный гражданин. Здесь, как и во всех фильмах Линча, как, впрочем, и в жизни, процесс и результат - это две части одной вершины. Не то все события в процессе - подготовка эффектного результата, не то результат - предлог для событий. Каждый, даже неверный, шаг в расследовании становится промежуточным результатом. И в то же время окончательный результат расследования только шаг в процессе постижения маленького города в большом мире.

Всякий, кто надеялся уяснить смысл любой из серий или всего фильма Дэвида Линча в целом, был заранее обречен. Этого не осознали все те же американские домохозяйки, относящиеся ко всему слишком серьезно и с твердых морально-нравственных позиций. История об убийстве студентки колледжа Лоры Палмер обнаружила, что героиня, отнюдь не будучи "просто Лорой", являлась девушкой весьма фривольного поведения, частенько нюхавшей кокаин и состоявшей в противоестественной связи то ли с отцом, то ли с неуловимым духом внутри оного.

Неожиданность была впереди. Когда на экраны телеканала Эй-Би-Си вышло продолжение сериала, Америка негативно отреагировала на дополнительную порцию этой жуткой экспериментальной "мыльной оперы". Рейтинг канала моментально скатился на 85-е место из 89-ти возможных.

Тем не менее, оставаясь культовым произведением начала 90-х годов, "Твин Пикс" продолжает вербовку армии его приверженцев, защитников и фанатов. По большей части это люди, интуитивно воспринявшие специфику стиля Линча как доминанту общекультурной моды. Они заявляли, что не сериал Линча такой уж "специальный", а все остальное ТВ никогда не сможет соответствовать его уровню и стилю.

Одним словом, "Твин Пикс" - это как бы постсериал. Он появился на основе груд и километров детективно-мелодраматической телемакулатуры, вконец обесценившей сострадание, упразднившей загадку и взамен характеров предложившей систему кукол с четко известным заранее диапазоном поступков. Поэтому творение Линча открыто бесчеловечно: не могут апеллировать к человечности персонажи комиксов. Отсутствие в сериале загадки заставляет автора предполагать загадочность во всем: от вывески "Толстая Форель" до огромной пилы, висящей на стене в кабинете шерифа. Причудливый, странный Линч определенно не любит людей, этим объясняется издевательская концовка фильма - мы так и не узнаем имени убийцы.

Долгое время после завершения шоу Линч все же мечтал продолжить его. Он сказал однажды: "Я так люблю вселенную "Твин Пикс" и чувствую, как много в ней заложено. Поэтому я мог бы сделать там еще много интересного". Но в августе 1993 года режиссер признался, что вряд ли удастся снять новые эпизоды. "Думаю, теперь это уже можно считать прошлым. Большинство людей, которые были заняты в "Твин Пикс", уже переключились на другие проекты, поэтому я не думаю, что это сможет осуществиться".

Сейчас кто-то вновь, а кто-то впервые погружается в ирреальность самого экстравагантного и самого талантливого многосерийного кино из всех виденных нами зарубежных сериалов. И каждый из нас сможет сам подтвердить или опровергнуть доказанную Дэвидом Линчем аксиому: "В таком городке, как Твин Пикс, никто не является невинным".

Подготовила Пирог Ольга

 

Сайт создан в системе uCoz