"Дэвид Линч
играет в Твин Пикс
и не любит счастливых финалов"
Вновь
на наших телеэкранах прокручивают "Твин Пикс" - американский сериал,
принадлежащий Дэвиду Линчу. Самое экстравагантное и самое, рискнем сказать, талантливое
многосерийное кино из всех ранее виденных нами зарубежных сериалов. Жанр
определить не просто: любовная мелодрама тесно перемешана с триллером,
детективом и мистикой.Странный режиссер Дэвид Линч, которого в мире кино
осторожно называют сумасшедшим, дал интервью корреспонденту газеты
"Фигаро" Роже Вери.
-
Мистер Линч, складывается впечатление, что вы или очень циничный, или,
простите, сумасшедший человек! Я исхожу из того, что вижу, - из ваших фильмов.
- Да.
Здорово. Мне нравится этот ярлык психа. Меня уже не раз уличали в
ненормальности. Причем такой же псих, извольте заметить, - мистер Кейл
Маклахлен. А моя дочь, Дженифер Линч? Тоже недалеко от яблони упала. Есть,
правда, другое мнение: что я просто издеваюсь над зрителями - я держу их в
напряжении сорок суток, а в последней серии подставляю подножку. Вы помните,
чем кончился "Твин Пикс" (смеется)?
- Я
надеялся, что вы одумаетесь!
- Нет
(продолжает смеяться). Нет. Режиссеру не должно быть свойственно чувство
жалости - это его погибель. Как только он начинает умиляться по поводу
счастливого конца, сразу наступает крах. Крах всего - ндивидуальности,
искусства, логики. Между прочим, вам известна реакция моих соотечественников на
финал "Твин Пикса"?
Кажется, они остались недовольны?
-
Вроде того. Они устроили массовую демонстрацию в знак протеста и выпустили
плакат, где предлагали сначала предать меня анафеме, затем посадить в тюрьму.
-
Великая власть искусства!
- О
да. Но, уверяю вас, ежели бы я закончил по-другому, свадебной виньеткой,
украшенной сияющими личиками агента Купера и его обретенной возлюбленной, они
подожгли бы мой дом. Зритель - чуткий инструмент, он как никто чувствует
железное правило игры. Нарушившим его - смерть.
-
Неужели зритель так жесток?
- Я же
говорю: он просто чуткий инструмент. Он видит режиссера насквозь и с налету
понимает и принимает правила игры, которые тот предлагает ему. Я не мог
закончить "Твин Пикс" по-другому. Не имел права. Никто не имеет права
фарисействовать в искусстве.
-
Вам не было жалко агента Купера? Вообще жалость к герою - правомерное чувство
на съемочной площадке? Или вы всегда помните, что все это только игра?
- На
это обычно принято отвечать что-то типа: я не ожидал, что мои герои заживут на
площадке своей жизнью. Но, в общем, все по-другому. Я никогда не снимаю фильм в
той последовательности, в которой его смотрит зритель. Поэтому лишен каких-либо
чувств. Я снимаю финал обычно ближе к середине. Во-первых, от этого меньше
устаешь, во-вторых, не успеваешь раскиснуть.
- И
что, никогда не было необходимости поменять финал к концу фильма?
- Нет,
никогда. Я железно следую своей цели и никогда не отрекаюсь от нее. Я не
понимаю режиссеров, кромсающих по ходу дела собственный сценарий, вводящих и
выводящих персонажей. Это называется избытком таланта! По-моему, просто
непрофессиональная работа.
-
Вам никогда не хотелось снять Николсона? Кажется, вполне подходящий персонаж
для "Твин Пикса"?
- Нет,
он слишком яркий, такого полета и таланта личность способна затмить остальных.
В "Твин Пиксе" у каждого должна быть своя абсолютно полноценная и
запоминающаяся роль. Маклахлен ничем не ярче остальных. Все стоят на одной
линии. Никто не выделяется. Николсон погубил бы сюжет.
-
Вы говорите: агент Купер такой же, как все. Однако, насколько я знаю, женская
часть зрительской аудитории без ума от него. "Твин Пикс" по
количеству влюбленных женщин перекрыл рекорды, поставленные до этого индийским
кино!
- Это
проблемы зрительской аудитории И следствие обаяния Кайла Маклахлена. Моей
заслуги в этом - никакой.
-
Откуда вообще взялся этот сюжет, как в голову мог прийти столь странный вариант
абсурда-драмы "Твин Пикс"?
- От
страха, наверное.
-
Вы чего-то боитесь?
-
Страх - это органичная всякому естеству категория. Это то же, что глаза, уши,
печень. Любви в жизни может не быть, а страх - он обязателен, как голод. Он не
абсолютен, совершенно не обязательно чувствовать его в какую-то конкретную
минуту. И он может быть беспредметным. Просто по всему организму, состоящему из
триллиона извилин - мозговых, артериальных, кровеносных, всяких других, -
проползает странный потусторонний холодок, невещественный, нематериальный,
необъективный, неопознанный, и рождаются фантомы. Если все, что я сказал,
более-менее понятно, если все это ваша и моя фантазия в состоянии расцветить и
овеществить, вы без труда поймете, что такое "Твин Пикс". Это
кладбище моих фантомов.
-
Ваша дочь Дженифер сняла очень странное кино "Елена в ящике" - про
девушку, которую лишили сначала рук, потом ног. И все из-за любви, из-за того,
что главный герой не хотел отпустить ее. Пресса считает, что в этом первом
полнометражном фильме вашей дочери вы, отец, передали ей большой привет. Так ли
это?
- Ну,
не я, а мои гены, наверное. Я к этому фильму отношения не имел. Он мне вообще
не нравится. Женское кино, развенчавшее комплексы, накопившиеся у моей дочери
за ряд лет. Ничего общего с моей системой режиссуры в этом нет. Впрочем, это
даже хорошо. При всем моем страстном отцовстве я эгоист. На кой шут мне второй
Дэвид Линч!
Перевела
с французского Натэла МЕСХИ.